,
4
. V'-л
Приложение №1
к приказу № 5 ___от 14 января_2025г.
9
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №45
комбинированного вида «Карамелька»
«Оказание необходимой помощи детям-инвалидам и
лицам с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ»
1 Общие положения
1.1. Настоящая инструкция разработана для муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения Детский сад № 45 комбинированного вида «Карамелька»
(далее - МАДОУ) в целях социальной инвалидов .
1.2. Инвалид - лицо, которое име^т нарушение здоровья со стойким расстройством функций
организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к
ограничению жизнедеятельное рцщ вызывающее необходимость его социальной защиты».
Маломобильные граждане (MF) -V это люди испытывающие затруднения при
самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при
ориентировании в пространстве (л^рди с временным наруШёНИёМ ЗДОРОВЬЯ, беременные
женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.).
1.3. Настоящая Инструкция разработана в целях:
1.3.1. Недопустимости дискриминации в МАДОУ по признаку инвалидности, то есть любое
различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом
которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне
с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и
гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или
любой иной области.
1.3.2. Реализации прав воспитанника с ограниченными возможностями здоровья на получение
образования и воспитания и социальной адаптации в условиях МАДОУ.
1.4. Настоящая Инструкция обязательна для исполнения всеми сотрудниками МАДОУ.
1.5. В соответствии с настоящей Инструкцией сотрудники проходят инструктаж и обучение
по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ объектов и
услуг МАДОУ, в том числе с участием персонала (с оказанием помощи на объектах в
преодолении барьеров и сопровождении инвалида или лица с ОВЗ).
1.6. Инструктаж и обучение сотрудников проводится ответственным лицом из числа членов
комиссии по проведению обследования и паспортизации объектов и предоставляемых на них
услуг ДОУ согласно Положения «О комиссии по проведению обследования и паспортизации
объектов и предоставляемых на них услуг в МАДОУ.
1.7. Для учета работы по инструктажу и обучению сотрудников по вопросам доступности
объектов и услуг МАДОУ ведётся «Журнал учета проведения инструктажа сотрудников по
вопросам доступности» (далее - Журнал).
1.8. Допуск к работе вновь принятых работников ЦАДОУ осуществляется после прохождения
инструктажа и обучения по вопросам доступности*'объектов и услуг МАДОУ.
2. Общие правила этикета при общении с детьми-инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья
2.1. Для обеспечения доступа инвалидов и лиц с ОВЗ к услугам МАДОУ и объектам, на
которых они предоставляются, сотрудникам необходимо соблюдать следующие общие
правила этикета при общении с указанными категориями лиц в зависимости от конкретной
ситуации:
2.1.1. При разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ обращаться следует непосредственно к
нему, а не к сопровождающему, который присутствует при разговоре. При знакомстве с
инвалидом или лицом с ОВЗ рекомендуется пожать ему руку, расположить к с себе.
2.1.2. При встрече со слепым или слабовидящим лицом, необходимо назвать себя и других
присутствующих людей. При проведении общей беседы следует пояснять, к кому в данный
момент обращен разговор, и называть себя.
2.1.3. Если инвалиду или лицу с ОВЗ предлагается помощь, рекомендуется подождать, пока
указанное лицо ее примет или откажется от помощи, а в случае положительного ответа
спросить, что и как делать для оказания помощи. '
2.1.4. Обращаться к инвалиду или л/щу с ОВЗ рекомендуется: к ребёнку по имени, взрослому
человеку: по имени-отчеству и на «Вы».
2.1.5. При разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ, испытывающим трудности в общении,
необходимо внимательно слушать его, быть терпеливым и ждать, когда указанное лицо
самостоятельно закончит фразу.
2.1.6. При общении с лицом с нарушениями опорно-двигательного аппарата, пользующимся
инвалидной коляской или костылями, располагаться следует на одном зрительном уровне или
сразу в начале разговора сесть прямо перед ним.
2.1.7. Сотрудники не должны при разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ с гиперкинезами
(патологические внезапно возникающие непроизвольные движения в различных группах
мышц) реагировать на непроизвольные движения указанного лица.
2.1.8. При общении с лицом, имеющим нарушение слуха, необходимо привлечь внимание
указанного лица движением руки. В процессе диалога с указанным лицом рекомендуется
смотреть прямо в глаза, говорить максимально четко, внятно произносить окончания слов,
предлоги и местоимения.
2.1.9. Рекомендуется заранее показать ребёнку - инвалиду, инвалиду или лицу с ОВЗ, где
находится санузел для данной категории лиц, что поможет ему быстрее адаптироваться на
объекте МАДОУ.
3. Особенности взаимодействуя с различными группами инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
3.1. Лица, испытывающие трудности при передвижении. При общении с указанной группой
лиц следует уведомить о наличии на объектах МАДОУ определенного специального
оборудования для инвалидов и лиц с ОВЗ (например, подъёмник для передвижения по
лестнице вниз и вверх на коляске) и возможности пользоваться им. Сотрудники обязаны
встретить, вежливо объяснить где находиться нужный объект инвалиду, убедиться в
доступности прохода куда следует
передвигаться. Запрещается прикасаться к инвалидной коляске и менять ее местоположение
без согласия инвалида или лица с ОВЗ. При открытии тяжелых дверей, при передвижении по
паркету или коврам с длинным ворсом рекомендуется предложить помощь инвалиду или лицу
с ОВЗ, пользующемуся инвалидной коляской или костылями. Сотрудники должны помнить,
что инвалидные коляски быстро набирают скорость, и неожиданные резкие повороты и
толчки могут привести к потере равновесия и опрокидыванию инвалидной коляски.
3.2. Лица, испытывающие затруднения в речи.
Сотрудники должны говорить с данной группой лиц спокойно, терпеливо, дружелюбно и не
поддаваться
на возможные речевые провокации. Запрещается перебивать, поправлять данное лицо и (или)
договаривать фразу за ним. Говорить следует только тогда, когда собеседник закончил
формулировать
свою мысль. При разговоре рекомендуется смотреть в лицо собеседнику, поддерживать
визуальный контакт.
В беседе стараться задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка головы,
подтверждающих, что информация воспринята и осмысленна. В случае, если фраза не
понятна, рекомендуется попросить собеседника повторить ее. Сотрудники Обязаны помнить,
что нельзя пытаться ускорять разговор, так как лицу с нарушениями речи требуется большее
количество времени для формирования высказывания. Следует быть готовым к тому, что
разговор с указанным лицом займет больше времени. При возникновении проблем в устном
общении необходимо предложить использовать другой способ общения: взрослому,
посетившему МАДОУ - написать, напечатать; ребёнку - показать жестами.
3.3. Лица с задержкой в развитии и проблемами общения. В разговоре с данной группой лиц
необходимо использовать доступный язык, выражаться точно и в рамках темы разговора.
Избегать словесных штампов и образных выражений, если только нет точной уверенности в
том, что собеседник с ними знаком. Следует исходить из того, что лицо с задержкой в
развитии имеет жизненный опыт, как и любой другой взрослый человек. Необходимо
помнить, что лицас задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать документы,
давать согласие на медицинскуюпомощь и т.д.
3.4. Лица, имеющие нарушение зрения. При общении с данной группой лиц следует помнить,
что нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%,
остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и день, иногда цвет и очертания
предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других слабое прямое при хорошем
периферическом. Данные критерии в обязательном порядке надо выяснить у собеседника
или сопровождающего его лица и учитывать при общении. При встрече с лицом, имеющим
нарушение зрения, сотрудник должен поприветствовать его первым, назвав себя, а также всех
присутствующих лиц. В первую очередь рекомендуется спросить лицо с нарушением зрения,
куда он следует, нужна ли ему помощь, в какой мере, а в случае положительного ответа
помочь ему. Предлагая помощь, следует направлять лицо с нарушением зрения осторожно, не
сдавливая его руку. Сопровождая лицо с нарушениями зрения, сотрудник должен
передвигаться на объекте МАДОУ без резких движений, не делать рывков. Если лицо с
нарушением зрения отказалось от помощи в сопровождении по объекту МАДОУ, при этом
сотрудник заметил, что указанное лицо сбилось с маршрута, сотрудник обязан
подойти и помочь лицу выбраться на нужный путь. Сотрудники обязаны поставить в
известность лицо с нарушением зрение о наличии на объектё^МАДОУ информационных
табличек, изготовленных с использованием шрифта Брайля. Для ориентации лица
нарушением зрения на объекте МАДОУ необходимо кратко описать местонахождение,
характеризовать расстояние до определенных предметов; своевременно предупредить о
препятствиях: ступенях, низких притолоках, трубах и т.п. Запрещается давать команды
собакам-поводырям, трогать, играть с ними. Следует помнить, что собака-поводырь
выполняет служебную функцию при ли?!е с нарушением зрения. Если сотрудник предлагает
лицу с нарушением зрения присесть, следует направить руку данного лица на спинку стула
или подлокотник. При необходимостидачитывания лицу с нарушением зрения какой-либо
информации сначала следует предупредить данное лицо об этом. Читать необходимо все,
воздержавшись от комментариев: название, даты, текст документа - от заголовка до конца, не
пропускать редко употребляемые или международные слова. При чтении какого-либо
документа лицу с нарушением зрения рекомендуется для убедительности дать ему документ в
руки. Если лицо с нарушением зрения должен подписать документ, следует в обязательном
порядке прочитать документ вслух данному лицу, при необходимости для полного
восприятия текста повторить его. Инвалидность не освобождает лицо с нарушением зрения от
ответственности, обусловленной документом.
3.5. Лица, имеющие нарушение слуха.
При общении с данной группой лиц следует помнить, что существует несколько типов и
степеней глухоты, что влечет за собой несколько способов общения с лицами с нарушением
слуха. Данные критерии в обязательном порядке надо выяснить у собеседника или
сопровождающего его лица и учитывать при общении. В процессе диалога с лицом с
нарушением слуха следует смотреть прямо на него. Не затемнять лицо, не загораживать его
руками, волосами или какими- то предметами. Лицо с нарушением слуха должно иметь
возможность следить за выражением лица собеседника. Для привлечения внимания лица с
нарушением слуха следует назвать его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть
человека или же помахать рукой. При общении говорить следует максимально четко
артикулируя и замедляя свой темп речи, внятно произносить окончания сЛ*ов, предлоги и
местоимения, так как данная группа лиц испытывает значительные затруднения в восприятии
отдельных звуков. В диалоге использовать простые фразы и избегать несущественных слов,
при необходимости перефразировать сообщение с использованием более простых синонимов,
если собеседник не понял информацию. Если сотрудник сообщает информацию, которая
включает в себя сложный термин, рекомендуется для восприятия лицом с нарушением слуха
написать ее, или донести любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята. При
работе с данной группой лиц возможно использовать язык жестов, выражение лица и
телодвижения для пояснения смысла сказанного. Если общение происходит через
сурдопереводчика, необходимо помнить, что обращаться надо непосредственно к
собеседнику, а не к переводчику.
1к
i •
\