24.05.2022
Рекомендации
педагога-психолога родителям по подготовке детей к школьному обучению
Не за горами то время, когда ваш ребенок переступит порог школы.
А готов ли он к такому серьезному этапу новой жизни? Готов ли
познавать новое, умеет ли слушать взрослого, проявляет или усилия при
выполнении заданий, придерживается ли установленных правил? Думаю, эти вопросы
волнуют каждого любящего родителя. А что делать, если ребенок не знает, не
умеет, не может?
Предлагаю вашему вниманию несколько рекомендаций, которые
помогут вам в интересной игровой форме подготовить ребенка к школьному
обучению. Занимаясь с ребенком, идите от простого к сложному. И еще – помните
золотое правило «Повторение – мать учения» (минимум 5 раз нужно поиграть с
ребенком в одну и ту же игру, чтоб он полностью усвоил правила и понял
содержание игры). Итак, с чего же начать?
1.Помогите ребенку выучить его анкетные данные: фамилию, имя, отчество (Ф.И.О, дату
рождения; Ф. И. О. мамы и папы, братьев и сестер, где и кем работают родители;
домашний адрес, телефон).
2.Особое внимание уделяйте развитию восприятия окружающего мира: наблюдательности; целостного
восприятия (игра «Танграм» - учите собирать картинки из геометрических фигур;
разрезные картинки (10-12 частей, мозаику и конструктор по схеме, по образцу.
Играйте в «Чудесный мешочек» - эта игра направлена на развитие целостного
восприятия предмета, образной памяти, тактильных ощущений).
Впереди долгожданное лето – рассматривайте с детьми всё, что
будет в поле зрения (деревья, кусты, цветы, птицы, насекомые; легковые и
грузовые машины, автобусы, камни, ветки и т. д. Обращайте внимание на природные
явления: дождь, град, радугу, штормовой ветер) и анализируйте, сравнивайте,
находите сходство и отличие и т. д. Здесь хочется напомнить еще об одном
правиле воспитания: «Ребенка учат не слова, а поступки родителей».
3. Развивайте наглядно-действенное и логическое мышление: учите анализировать картинку, ситуацию;
учите рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи (что было сначала,
что потом, а что будет, если, а как бы ты поступил? - ситуации из жизни, из
книг). Будьте образцом для своего ребенка – давайте полные ответы на его
вопросы. Учите составлять рассказ (по одной картинке, по серии картинок).
Ребенок должен уметь дать название рассказу и достаточно полно отразить сюжет
картинки, пользуясь при этом распространенными предложениями. Рассказ должен
состоять как минимум из 7 предложений.
4.Развивайте восприятие пространства (влево-вправо, вверх-вниз, вперед-назад,
и т. д.); счет на сложение и вычитание в пределах 10 (например: 3+2-1+3-2=).
Учите решать задачки, например: на клумбе росло 3 тюльпана и 2 нарцисса.
Сколько всего цветов росло на клумбе? Один тюльпан сорвали. Сколько цветов
осталось? Помогите ребенку записать решение (3+2=5; 5-1= 4).
5.Развивайте фонематический слух, учите проводить звуко-буквенный анализ
слов; составлять слова из определенного набора букв, например: Р О М А Ш К А –
Рома, Маша, каша, рак, кора и т. д. Учите читать. Не торопите ребенка -
добивайтесь полного понимания прочитанного слова, предложения, текста. Пусть
лучше ребенок прочитает одно слово, но будет понимать его значение, чем
прочитает бегло текст и при этом не сможет сказать, о чем он прочитал.
6.Играйте в дидактические игры (специальные упражнения),
направленные на устойчивость и концентрацию внимания, например: «Да и Нет не говорите и
Цвета не называйте!». Развивайте и тренируйте слуховую память через ежедневное
чтение книг, заучивание стихов, загадок, пословиц, поговорок и чистоговорок.
Весело проходит игра-упражнение «Сходила мама на базар и купила: морковь,
капусту…; (7-9 овощей, 7-9 фруктов и ягод, 7-9 предметов одежды и обуви и т.
д.). Детям очень нравится эта игра, особенно, когда взрослый вдруг «забывает»
какое-то слово. Пробуйте играть в более сложные игры, например игры с цифрами.
Эти игры сложны тем, что в голове у ребенка «не рисуется» образ знакомого
предмета, поэтому и запоминать сложнее. Вы называете ряд цифр (3-8-1; 2-4-6-8 и
т. д., а ребенок их повторяет. Далее идет еще одно усложнение: вы говорите ряд
цифр, а ребенок проговаривает их в обратном порядке. Например: вы говорите 2-8
(3-5-2, 2-4-3-5, а ребенок повторяет эти цифры в обратном порядке - 8-2 (2-5-3,
5-3-4-2).
7.Занимайтесь продуктивной деятельностью (лепка, рисование, аппликация, мозаика,
конструирование – по образцу, схеме, по показу). Раз мы говорим о подготовке к
школе, необходимо помочь ребенку понять принцип «подражания образцу». Школьнику
нужно переписать текст задачи, перерисовать геометрические фигуры, вырезать
точно так, так показано в книге. Некоторым младшим школьникам эти задания
даются с большим трудом, а всё потому, что ребенок не умеет подражать. Поэтому,
уважаемые родители, регулярно планируйте продуктивную деятельность своего
ребенка, учите доводить начатое дело до конца. А главное – радуйтесь успехам
своего ребенка, даже самым маленьким.
8. Развивайте воображение в словесном и продуктивном творчестве. Придумывайте вместе с детьми
интересные описательные загадки по картинке, игрушке, по памяти; рассказы и
сказки по заданной теме («Я дома», «В гости к бабушке», «День рождения»,
«Любимый мяч», «Хитрая лиса» и т. д., по первому предложению («Я начну, а ты
продолжи…»). Рекомендую всё записывать и перечитывать – это расширяет кругозор
ребенка, способствует развитию памяти, восприятию прозы и поэзии.
Для развития воображения в продуктивном творчестве ничего
специально готовить не надо. Вы можете использовать любой бросовый материал
(коробочки, палочки, салфетки, нитки, вату, поролон, пуговицы, листву и пр.).
Многие родители скажут: «Мусор», а я вам говорю – это бесценный материал для
творчества! Помогите своему ребенку увидеть в кривой ветке «балерину», в
коробке – «автобус», в кусочке ваты – «пушистые облака»…
Когда хочется тишины и чистоты, предложите ребенку упражнение
«Волшебная фигура» (вы предлагаете ребенку лист с нарисованной фигурой: круг,
квадрат, треугольник, точка, волнистая линия и т. д. и предлагаете ему
дорисовать ее так, чтоб получился настоящий предмет).
9.Особое внимание уделяйте формированию школьной мотивации. К сожалению, далеко не все дети
правильно мотивированы: одни идут в школу, потому что там у них будет много
друзей, других ребят привлекает яркий портфель и школьные принадлежности,
третьи уверенны, что будут учиться только на пятерки. А теперь задумайтесь,
уважаемые родители, что будет, если ваш ребенок не сможет подружиться, быстро
потеряет интерес к школьным принадлежностям, не сможет быть успешным в учебе? У
ребенка начнутся психосоматические проблемы со здоровьем (плаксивость,
раздражительность, повышенная утомляемость, появится устойчивое нежелание
ходить в школу). Ваша задача – настроить ребенка на предстоящую учебную
деятельность. Рассказывайте ребенку интересные случаи из вашей школьной жизни,
при разговоре с ребенком, ссылайтесь на школьные предметы, с чувством
благодарности и гордости рассказывайте про своих школьных учителей.
Настраивайте ребенка на кропотливый, трудоемкий, но такой захватывающий труд –
познание нового и интересного.
10.Формируйте у ребенка адекватную самооценку - хвалите его за правильно выполненное
поручение, благодарите за оказанную вам помощь, поддерживайте его инициативы,
никогда не делайте за него то, что он уже может сделать сам. Искренне общайтесь
с ребенком, не сравнивайте его лично (его работы) с другими детьми, помогите
ему быть успешным во многих сферах деятельности (как известно, один успех
непременно ведет к следующему успеху).
И самое главное - радуйтесь каждой возможности совместного
времяпрепровождения, идите к большому успеху маленькими шажками – это поможет
вам лучше понять вашего ребенка, подружиться с ним, осознать его истинные
возможности и способности.
Подготовил педагог-психолог Осинцева Н.А.