Конструирование
25.02.2025
Конструирование как средство развития речи
детей
Автор: Гаврина
Светлана Леонидовна
воспитатель группы компенсирующей направленности «Веселые
путешественники»
Развитие
речи ребенка является важным этапом в полноценном развитии личности человека в
целом. Следует понимать, что речь является основой всякой умственной
деятельности, именно это умение обеспечивает реализацию успешной коммуникации
индивида с обществом. Также успехи в овладении детьми связной речью
обеспечивают определенную успешность в учебной деятельности по всем
предметам.
Конструирование и обыгрывание сказки
вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит радость и является
одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее
ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Конструирование является практической
деятельностью, направленной на получение определенного, заранее продуманного
продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является
деятельностью, отвечающей интересам ребенка. Выделяют ряд проблем
речевого развития детей, которые эффективнее всего решать на основе
конструктивной деятельности. Это трудности в употреблении предложно-падежных
конструкций; наречий, обозначающих взаимное расположение предметов. Дети плохо
актуализируют слова, особенно относящиеся к названию частей предметов,
геометрических тел, имеют бедные представления о внешнем виде, конструкции,
назначении построек, машин, что делает их словарь «пустым», даже произнося
слово, ребенок плохо представляет его практический смысл. Все это приводит к
трудности в описании предметов и явлений.
Например, на занятиях по развитию речи
ребенок заучивает слова этаж, подъезд, балкон, чердак, но не может объяснить,
что это такое, для чего нужно, какую имеет форму, из чего построен. В
дальнейшем, эти слова стираются из памяти, так как не используются в свободной
деятельности, в игре. Изучив предлоги, умея выделить предлог в предложении,
составить схему, ребенок затрудняется расположить предметы по инструкции или
описать взаимное их расположение. Поэтому рассказы детей однообразны,
непоследовательны, бедны по содержанию.
Интерес
к проблеме позволяет по-новому оценить возможности конструирования в решении
речевых задач. Конструирование – это тот вид деятельности, который полностью
отвечает интересам детей, их возможностям и способностям. По своему характеру
конструирование сходно с изо деятельности и игрой. В нем также отражается
окружающая действительность. В результате конструирования ребенок создает
постройку. Продукт собственной деятельности или деятельности друзей вызывает у
детей эмоциональный отклик, желание высказаться, обсудить поделиться
впечатлениями, побуждает детей к оценке деятельности, стимулирует к
практическому использованию – обыгрыванию, в результате чего активизируется,
развивается речь.
Именно
поэтому, интеграция конструирования и развития речи будет способствовать:
- «опредмечиванию» словаря; - развитию связной речи; - развитию
познавательной активности детей; - развитию зрительно-пространственной
ориентации; - повышению мотивации; - снижению нагрузки на
детей.
Основная цель работы с детьми в старшей
группе – развитие связной речи детей, через обучение составлению рассказа –
описания в процессе конструирования. В современной педагогике выделяют 2
вида конструирования: техническое (из строительного материала, деталей
конструктора, модульных блоков) и художественное (из бумаги и природного материала, о конструировании из природного материала я писала в предыдущей статье). А вот при техническом
конструирование дети отображают реальные объекты, придумывают поделки по
ассоциации с образами из сказок, фильмов. В
нашей группе ведется коррекционная работа с детьми и мы используем
следующие виды технического конструирования: конструкторы - "Лего",
деревянные конструкторы, крупный строительный материал и мелкий, в комплексе
все занятия маленькими шагами ведут воспитанников к успешному овладению связной речью и к ранней профориентации.