Конструирование

25.02.2025

Конструирование как средство развития речи детей

Автор: Гаврина Светлана Леонидовна воспитатель группы компенсирующей направленности «Веселые путешественники»   

            Развитие речи ребенка является важным этапом в полноценном развитии личности человека в целом. Следует понимать, что речь является основой всякой умственной деятельности, именно это умение обеспечивает реализацию успешной коммуникации индивида с обществом. Также успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают определенную успешность в учебной деятельности по всем предметам. 

Конструирование и обыгрывание сказки вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее продуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам ребенка.  Выделяют ряд проблем речевого развития детей, которые эффективнее всего решать на основе конструктивной деятельности. Это трудности в употреблении предложно-падежных конструкций; наречий, обозначающих взаимное расположение предметов. Дети плохо актуализируют слова, особенно относящиеся к названию частей предметов, геометрических тел, имеют бедные представления о внешнем виде, конструкции, назначении построек, машин, что делает их словарь «пустым», даже произнося слово, ребенок плохо представляет его практический смысл. Все это приводит к трудности в описании предметов и явлений. Хочу такой сайт

Например, на занятиях по развитию речи ребенок заучивает слова этаж, подъезд, балкон, чердак, но не может объяснить, что это такое, для чего нужно, какую имеет форму, из чего построен. В дальнейшем, эти слова стираются из памяти, так как не используются в свободной деятельности, в игре. Изучив предлоги, умея выделить предлог в предложении, составить схему, ребенок затрудняется расположить предметы по инструкции или описать взаимное их расположение. Поэтому рассказы детей однообразны, непоследовательны, бедны по содержанию. 

            Интерес к проблеме позволяет по-новому оценить возможности конструирования в решении речевых задач. Конструирование – это тот вид деятельности, который полностью отвечает интересам детей, их возможностям и способностям. По своему характеру конструирование сходно с изо деятельности и игрой. В нем также отражается окружающая действительность. В результате конструирования ребенок создает постройку. Продукт собственной деятельности или деятельности друзей вызывает у детей эмоциональный отклик, желание высказаться, обсудить поделиться впечатлениями, побуждает детей к оценке деятельности, стимулирует к практическому использованию – обыгрыванию, в результате чего активизируется, развивается речь. 

            Именно поэтому, интеграция конструирования и развития речи будет способствовать:  - «опредмечиванию» словаря;  - развитию связной речи;  - развитию познавательной активности детей;  - развитию зрительно-пространственной ориентации;  - повышению мотивации;  - снижению нагрузки на детей. 

Основная цель работы с детьми в старшей группе – развитие связной речи детей, через обучение составлению рассказа – описания в процессе конструирования.  В современной педагогике выделяют 2 вида конструирования: техническое (из строительного материала, деталей конструктора, модульных блоков) и художественное (из бумаги и природного материала, о конструировании из природного материала я писала в предыдущей статье). А вот при техническом конструирование дети отображают реальные объекты, придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. В  нашей группе ведется коррекционная работа с детьми и мы используем следующие виды технического конструирования: конструкторы - "Лего", деревянные конструкторы, крупный строительный материал и мелкий, в комплексе все занятия маленькими шагами ведут воспитанников к  успешному овладению связной речью и  к ранней профориентации.

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».