24.09.2021
Как помочь ребенку избавиться от страхов и обрести уверенность в себе
Беспокойство, тревога, страх — такие же неотъемлемые
эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение,
гнев. Некоторые страхи имеют временный характер, потому что обусловлены
возрастом. Детские страхи, если к ним правильно относиться,
понимать причины их проявления, чаще всего исчезают бесследно.
Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное
время, то это заслуживает специального внимания. Обычно
это свидетельствует о каком-то неблагополучии, нервной ослабленное
детей, неправильном поведении родителей, незнании ими психических
и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов,
конфликтных отношениях в семье.
В общем виде страх условно делится на ситуативный
и личностный: ситуативный — возникает в необычной, шокирующей
обстановке; обусловленный личностно — предопределен характером человека.
Ситуативный и личностно обусловленный страхи часто дополняют друг друга.
Страх также бывает реальный и воображаемый, острый
и хронический. Наличие устойчивых страхов говорит о неспособности
справиться со своими чувствами, контролировать их, когда пугаются, вместо
того чтобы действовать, и не могут остановить «разгулявшиеся»
чувства. При длительно действующем страхе, искажающем эмоционально-волевую
сферу и мышление, отношение окружающих воспринимается все более
неадекватным образом. Это уже мнительность. Психические изменения
под влиянием страха приводят к развитию труднопереносимой
социально-психологической изоляции.
Однако следует иметь в виду, что большинство детей проходят
в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной
чувствительности к страхам.
Все эти страхи носят преходящий характер:
• от 1 до 3 лет — главным персонажем страшных
сновидений чаще оказывается Волк;
• от 3 до 5 лет — возраст эмоционального
наполнения «Я» ребенка. Часто встречается триада страхов: одиночества,
темноты и замкнутого пространства. После трех и особенно четырех
лет к Волку и Бабе Яге присоединяются Кощей Бессмертный
и Бармалей с общими у них чертами: черствостью, злом,
коварством. Воплощая собой наказание, сказочные персонажи появляются
в воображении детей, боящихся быть наказанными. Значительно меньше страхов
у детей, имеющих возможность общения со сверстниками;
• от 5 до 7 лет — интенсивно развиваются абстрактное
мышление, способность к обобщениям, осознание категории времени
и пространства, поиск ответов на вопросы: откуда все взялось,
зачем живут люди? Формируются опыт межличностных отношений, система ценностей,
чувство родства, дома. Типичны для этого возраста страхи перед чертями
как нарушителями социальных правил и устоев, а заодно
и как представителями потустороннего мира. Этим страхам больше
подвержены послушные дети. Ведущим страхом старшего дошкольного возраста
является страх смерти.
Прежде чем начать помогать детям в преодолении страхов,
необходимо выяснить, каким конкретно страхам
они подвержены (в литературе выделено 29 видов страха). Страхи,
проявляющиеся в поведении ребенка, отражают далеко не полную картину
его внутренних, часто неотделимых от опасений, страхов.
Наиболее адекватный путь — отношение к страхам
без лишнего беспокойства и фиксации, чтения морали, осуждения
и наказания. Нужно и самим родителям самокритично задать себе
вопросы: какие страхи у нас самих были в детстве и чего
мы боимся сейчас? Общие страхи должны устраняться общими усилиями,
совместными мероприятиями, той же игрой, преодолевающей страх. Более действенным
будет воздействие на причину страха, порождающие его условия
и обстоятельства. Решиться помочь детям полностью избавиться
от страха — это значит принять активное участие
в их жизни. Но активность не означает постоянную
возможность вмешиваться в личную жизнь детей. Главный фактор,
препятствующий избавлению детей от страхов, — неблагополучное
нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье.
В этом случае необходима предварительная помощь всей семье в целом,
только после этого имеет смысл проведение методик преодоления страхов детьми.
С помощью рисования удается устранить страхи, порожденные
воображением ребенка, а также страхи, основанные на реальных
травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших
не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след
в памяти ребенка. При использовании игры для преодоления страха
психотерапевтический механизм заключается в перемене ролей, когда
не боящийся в жизни взрослый и испытывающий страхи ребенок ведут
себя противоположным образом.