24.09.2021
Роль воспитателя в сохранении и
укреплении психологического здоровья детей
Возрастающий интерес ученных и практиков к
проблеме психологического здоровья детей в значительной степени обусловлен тем,
что сегодня она занимает центральное место в деятельности психологической
службы на первых ступенях образования. Задачам, связанным с сохранением и
укреплением психологического здоровья отведено значительное место и в
современных программах дошкольного образования.
Причины, обуславливающие как психологическое здоровье детей,
так и его нарушение разнообразны. Их обычно условно делят на 2 группы:
объективные (факторы среды) и субъективные, обусловленные
индивидуально-личностными особенностями. Поскольку детские трудности, как
свидетельствуют исследования, имеют более сильную связь с окружающей
обстановкой, обратимся к факторам среды. Это семейные факторы, негативно
влияющие на психологическое здоровье детей и неблагоприятные факторы, связанные
с детским образовательным учреждением. Мы с вами поговорим о последнем.
Как показывают результаты исследований эмоциональное
благополучие дошкольников в значительной степени определяется
удовлетворенностью своими взаимоотношениями с «членами детского общества».
Установление дружеских взаимоотношений со сверстниками способствует
преимущественно благополучному эмоциональному состоянию ребенка, формирует
позитивное отношение к миру, т.к. удовлетворяется важнейшая потребность ребенка
в принадлежности к референтной малой группе, принятии и признании, дружеских
отношениях. Ребенок, у которого данная потребность депривируется (не
удовлетворяется), испытывает отрицательные эмоции. В дальнейшем это может стать
причиной не только формирования негативного отношения к миру, но и серьезных
нарушениях в развитии его личности.
Важнейшим фактором, влияющим на положение ребенка в
группе сверстников, характер взаимоотношений в «детском обществе», а значит и
на эмоциональное благополучие ребенка в детском саду, его психологическое
здоровье, является педагог, стиль его общения с детьми и система ценностей.
В зарождении и установлении духовной близости в системе «ребенок
— взрослый» (наличие которой тесно связано с психологическим здоровьем
ребенка) особо важная роль В. И. Оюбодчиковым и А. В. Шуваловым отводится
воспитательному такту(понимание и принятие взрослым детской самобытности, учет
возрастных возможностей, субъектного опыта ребенка) и личностной зрелости.
Отсутствие данных качеств у воспитателя создает вероятность неблагоприятного
состояния психологического здоровья у его воспитанников.
Значим и стиль педагогического общения (авторитарный, либеральный,
демократический). Ученые обнаружили, что наиболее сильное влияние на характер
межличностных отношений в детской группе оказывают такие параметры педагогического
общения, как форма и модальность оценочных обращений к детям: соотношение
мягких и жестких форм оценок, позитивных и негативных оценочных суждений.
Наиболее продуктивным является демократический стиль
педагогического общения, которому характерны предвосхищающая позитивная оценка,
превалирование положительных оценок деятельности дошкольников, мягких форм
воздействия. В группах воспитателей демократического стиля руководства
взаимоотношения детей отличаются наибольшей доброжелательностью, наименьшей
конфликтностью, высоко развиты коммуникативные умения дошкольников.